«Прямые выплаты» по взносам планируют распространить на всех с 2021 года

«Прямые выплаты» по взносам планируют распространить на всех с 2021 года Минтруд выставил на общественное обсуждение до 9 октября проект изменений к законам о страховании от несчастных случаев на производстве и на случай временной нетрудоспособности. Поправки нацелены на введение прямых выплат не только в регионах, охваченных пилотным проектом, а по всей стране.

Планируется, что система заработает с 1 января 2021 года (ст. 4 законопроекта).

Рассмотрим предлагаемые изменения, которые затронут страхователей, подробнее.

Права и обязанности работодателя и фонда

Сам по себе переход на прямые выплаты — это, по сути, корректировка полномочий ФСС, а также его обязанностей и обязанностей страхователей-работодателей.

Так, фонд больше не будет принимать к зачету в счет уплаты взносов расходы страхователя (абз. 6 п. 3 ст. 1, абз. 5 пп. «а» п. 4 ст. 2 законопроекта), однако начнет сам производить эти выплаты (пп. «а» п. 1 ст. 1, абз. 3 пп. «б» п. 4 ст. 2, абз. 25 п. 10 ст. 2 законопроекта).

С работодателей снимут следующие обязанности (п. 2 ст. 1, пп. «б» п. 3 ст. 2 законопроекта):

  • исполнять решения фонда о страховых выплатах по травматизму и профзаболеваниям или осуществлять выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
  • представлять документы, подтверждающие правильность расходов на выплаты по травматизму и профзаболеваниям;
  • вести учет расходов на выплаты по ВНиМ.

Не будет у страхователей и права обращаться в ФСС за средствами на страховые выплаты работникам сверх начисленных взносов по ВНиМ (пп. «а» п. 3 ст. 2 законопроекта).

Зато у них появятся новые обязанности. Так, работодатели должны будут консультировать сотрудников, а также сообщать ФСС, когда застрахованное лицо утратит право получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком (абз. 6 пп. «б» п. 3 ст. 2 законопроекта).

Порядок выплат

Как и сейчас, выплаты по больничному в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием ФСС будет производить в том же порядке, что и выплаты по обычной временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 1 законопроекта). Однако сам порядок будет скорректирован (п. п. 9 и 10 ст. 2 законопроекта).

Упрощенно он будет выглядеть так:

  • застрахованное лицо подает документы работодателю;
  • работодатель передает документы в ФСС;
  • фонд принимает решение о назначении и выплате пособия или отказывает в этом.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

Для того чтобы фонд назначил и выплатил пособие, застрахованное лицо должно подать заявление страхователю. Сроки подачи заявления в целом такие же, как сейчас установлены для обращения за пособиями, — шесть месяцев. Кардинальных изменений порядка не ожидается: те же документы, которые должен представить работник, тот же принцип предоставления сведений в случае, если сотрудник занят на нескольких работах.

Новыми будут, например, положения для назначения единовременного пособия при рождении ребенка (абз. 20 п. 10 ст. 2 законопроекта). Сотрудник должен представить:

  • справку из ЗАГСа о рождении ребенка;
  • справку с места работы одного или обоих родителей либо из органов соцзащиты о том, что пособие не получали.

Кроме того, появится право представить все документы, включая заявление о назначении и выплате пособия, в электронной форме (абз. 23 п. 10 ст. 2 законопроекта). Соответствующий формат должен утвердить ФСС.

Все документы страхователь должен передать в фонд в течение пяти календарных дней, сопроводив их описью по установленной форме (абз. 3 п. 13 ст. 2 законопроекта). Если среднесписочная численность работников у страхователя больше 25 человек, то реестр сведений нужно передать только в электронной форме. В случае когда это 25 человек и меньше, представлять документы «по электронке» — право работодателя, а не обязанность (абз. 4 п. 13 ст. 2 законопроекта).

Если работодатель представил не все документы, ФСС в течение пяти рабочих дней известит его о этом. Недостающие сведения придется подать в течение пяти дней с даты получения извещения (абз. 5–6 п. 13 ст. 2 законопроекта).

Предполагается также, что ФСС по согласованию с Минтрудом должен утвердить порядок, по которому фонд будет проверять полноту и достоверность документов для назначения и выплаты пособий (абз. 3 п. 7 ст. 2 законопроекта). При этом страховщик по запросу инспекции сможет «присоединиться» к выездной проверке налоговиков, если она затрагивает страховые взносы (абз. 5 п. 7 ст. 2 законопроекта).

Принять решение о назначении и выплате пособия либо отказать в этом фонд должен в течение 10 календарных дней с даты получения всех документов (абз. 8 п. 13 ст. 2 законопроекта).

Ошибки в больничных

Отдельно следует обратить внимание на положения, которые устанавливают порядок действий ФСС, страхователя и работника в случае, если есть нарушения в больничных листках (абз. 7 п. 13 ст. 2 законопроекта).

Теперь такие нарушения станут проблемой работодателя и застрахованного лица, ведь, когда фонд обнаружит нарушения порядка выдачи или заполнения листков нетрудоспособности, он направит извещение с перечнем необходимых исправлений и сам больничный. Пособие назначат, только если в орган ФСС будет представлен исправленный листок. Причем неважно, кто допустил нарушения — медицинская организация или страхователь.

Сейчас во многих спорах с ФСС работодатель выигрывает: даже если больничные оформлены с ошибками, часто суды соглашаются с тем, что пособие выплачено законно, а фонд должен зачесть эти расходы.

Оплата отпуска при производственной травме или профзаболевании

Для того чтобы ФСС оплатил работнику отпуск на период его лечения, страхователь должен не позднее чем за две недели до начала этого отпуска подать в территориальный орган фонда следующие документы (пп. «б» п. 1 ст. 1 законопроекта):

  • заявление сотрудника на оплату отпуска по форме, утвержденной ФСС;
  • приказ работодателя о предоставлении отпуска;
  • справку-расчет о размере оплаты отпуска, форму которого также утверждает фонд.

Средний заработок страхователь рассчитывает по общему правилу для оплаты отпусков.

МРОТ и районные коэффициенты

При назначении пособий в тех районах, в которых к заработной плате применяются коэффициенты, для сравнения с оплатой труда нужно будет использовать МРОТ с учетом этих коэффициентов (п. 12 ст. 2 законопроекта). Таким образом, предлагается законодательно закрепить подход, сформированный в судебной практике.

Документ:Проект федерального закона
Рекомендуем:Какие формы документов по пилотному проекту «Прямые выплаты» ФСС планирует поменять с 2020 года

Источник: consultant.ru

Добавить комментарий